Mastercard.2022
«Делать хорошо, делая добро» Рафал Трепка.
О своей жизни, возможностях в Mastercard и сотрудничестве с AIESEC рассказал генеральный директор Mastercard в Центральной Азии Рафал Трепка.

Kazakhstan, Almaty 2022
«Есть вещи, которые нельзя купить. Для остального есть Mastercard» – известный слоган транснациональной финансовой корпорации Mastercard, которая занимается платежами и выпуском микропроцессорных карточек. Компания состоит 22 тысячи финансовых учреждений в 210 странах мира. Почти каждый человек, который хоть раз пользовался банковской карточкой, мог увидеть два красно-жёлтых круга на лицевой части своей карточки (логотип Mastercard). AIESEC удалось узнать об особенности Mastercard, её ценностях, сотрудничестве с AIESEC, а также немного личной истории у генерального директора Mastercard в Центральной Азии Рафала Трепка.
— Рафал, расскажите, пожалуйста, откуда вы родом, какое у вас образование?
— Я родом из Польши. До приезда в Казахстан я работал в нескольких странах. Казахстан – это уже шестая страна, в которой я живу и работаю, а с Mastercard – уже третья. Я работал в Польше, где разрабатывал продукты и решения в сфере безналичных платежей, потом в Лондоне я разрабатывал разные программы лояльности на европейском уровне. Позже в Чехии отвечал за Acceptance Development, то есть за приём платежей.

Сейчас очень здорово, что не обязательно куда-то далеко уезжать для работы. Можно многое делать в удалённом режиме, и это очень удобно.

Здесь я часто слышу, что студенты активно участвуют в программе Erasmus. Например, в Польше я был одним из тех студентов, кто первый поехал за рубеж по этой программе. Помимо того что я учился в Польше, я дополнительно учился в Бельгии, еще один диплом у меня из Нидерландов, а моё первое место работы – это бельгийская компания.
Казахстан – это уже шестая страна, в которой я живу и работаю, а с Mastercard – уже третья.

— Как вы пришли в Mastercard?
— Я пришел в Mastercard 13 лет назад, в 2009 году. Mastercard мне посоветовали мои коллеги, во время обучения на MBA. Тогда мне понравилось, что Mastercard это не только глобальная компания, но и технологическая. Мне были важны стандарты и ценности, существующие в компании. Все это повлияло на мое решение подать свое резюме на позицию в Mastercard. В то время я был менеджером по работе с клиентами (Account Manager) для разных банков. Хотя прошло уже 13 лет, как работаю в этой компании, но я чувствую себя, как будто пришёл в Mastercard только вчера.

В Казахстан я приехал в апреле 2021 года и теперь с семьей проживаю в Алматы. Я отвечаю за работу Mastercard в Казахстане и Центральной Азии.
— Сейчас вы занимаете ту же должность, что и в Чехии?
— В Чехии я отвечал за прием платежей по Центральной Европе. Там я не отвечал непосредственно за страну, как глава представительства (Сountry Manager). Сейчас я генеральный директор по региону Центральной Азии, куда входят пять стран. Я бы сказал, что сейчас меньше по охвату, но шире по уровню ответственности.
— Как вы находите баланс между работой и личной жизнью?
— На конференциях AIESEC я подчеркивал, что баланс между работой и личной жизнью – это очень индивидуальная вещь. Для каждого человека это означает разное. Для начала нужно определить, что для тебя «work and life balance»? Ведь кто-то может работать по 10–15 часов в день, а потом идти в спортзал или на пробежку, а кому-то нужно больше поспать и только потом браться за работу.
Одна из моих личных ценностей – это моя семья. В течение дня я много работаю, но утро, когда мы с ребенком вместе завтракаем, и я отвожу его в школу – это самое ценное для меня время. Вечером – когда дети идут спать, тоже очень важное время для отдыха, ну и, конечно, выходные дни. Самые прекрасные моменты жизни для меня, это когда мне удается побыть с моей семьей. После этого я уже могу спокойно сосредоточиться на работе и других вещах.
"Самые прекрасные моменты жизни для меня, это когда мне удается побыть с моей семьей."
— Как вы познакомились с AIESEC? Может вы состояли в организации?
— Я никогда раньше не состоял в AIESEC. Когда я был студентом, а я учился в Польше, то мы с коллегами создавали и помогали создавать подобные студенческие организации, так как тогда в Польше их было не так много. С одной стороны для меня лично очень интересно работать с молодыми людьми. К тому же в Mastercard существует очень важный принцип – «doing well by doing good» (делать хорошо, делая добро). С другой стороны, AIESEC в Европе очень популярен. Когда я приехал в Казахстан, я искал студенческие организации, но понял, что их не так много. Так совпало, что AIESEC мне посоветовала другая организация. Я связался с вашим представителем в 2021 году, и мы начали сотрудничать. Я хочу поблагодарить AIESEC за приглашения на разные встречи, воркшопы и конференции. Всегда интересно поделиться полезным с молодыми талантами и получить обратную связь.
— Какие схожести можете отметить между AIESEC и Mastercard?
— Во-первых, мы похожи по своим масштабам: AIESEC, как Mastercard, тоже является глобальной организацией.
Во-вторых, AIESEC, как и Mastercard, не только объединяет молодых людей, но также хорошо организован, например, у вас есть несколько департаментов, которые разделены по функциям и направлениям, так же, как в профессиональных компаниях.
В-третьих, у вас есть прописанные ценности и это очень здорово! У нас в Mastercard тоже есть очень понятные видение, миссия, которые просто и ярко показывают, какие у компании цели и ценности. Ценности AIESEC и Mastercard очень похожи. Мне, например, сразу понравились футболки AIESEC, на которых написаны ваши ценности, они сразу запоминаются.
— Чем обычный «айсекер» отличается от обычных студентов?
— Я бы сказал, что отличает вас в первую очередь – это ваши футболки (смеется). Хоть это и шутка, но я считаю, что это напрямую связано с вашими ценностями. Еще я заметил, что «айсекер» отличается ясностью формулировок и умением держать фокус. Каждый член организации состоит в определенном департаменте и отвечает за свой участок работы - и это помогает молодому человеку сосредоточиться на какой-то четкой задаче. Он конкретно знает, за что он отвечает. Также вы проводите очень много встреч в выходные дни, и я видел, как другие молодые люди из Алматы присутствуют на ваших мероприятиях и занимаются полезными делами.
— Какие компетенции должны быть у молодого специалиста? На что вы обращаете внимание?
— Это очень индивидуальный вопрос. Всё зависит от того, какой предмет, какая специализация подходит вам. Я всегда советую молодым людям определиться, что им нравится, что их заставляет улыбаться. Тем не менее, существуют такие базовые вещи, например, иностранные языки. Я считаю, что английский язык уже не является иностранным, а скорее базовым. Его уже можно не считать, нужно обязательно учить другие языки. Также важно обращать внимание на специализацию и опыт. Молодым людям сложно получить профессиональный опыт, но ведь каждый из нас получает опыт в своей жизни каждый день, поэтому важно дать рассказать о своем личном опыте и проявить его. Также мы обращаем внимание на поведение в коллективе и отношения с коллегами, на умение работать в команде. Помимо этого, для нас важно, какие ценности вносит молодой специалист в коллектив. Но самое главное, чтобы человек был открытым и легко обучаемым.
— Какие возможности Mastercard для студентов и начинающих специалистов?
— В Mastercard мы поддерживаем целое направление ESG (Ecological, Social Government), а также инклюзивность и здесь речь не идёт о финансировании нуждающихся людей или самозанятых, а о работе с молодыми людьми. Все мои коллеги сказали, что будут сотрудничать с AIESEC, помогая вам на разных мероприятиях. К тому же в Mastercard есть возможность взять студентов на стажировку. Программу стажировок создает AIESEC, а мы помогаем с проектами, которые могут быть интересны для студентов. Если говорить точнее про возможности, то для студентов мы предоставляем летнюю программу стажировки Mastercard совместно с AIESEC. Первую программу мы проводили в 2021 году, также планируем продолжать ее в этом году. Позиции в компании для студентов мы ещё будем определять.
— О чём вы хотели бы знать, когда вы были студентом?
— Это непростой вопрос (смеется). Легко сказать: «Вот если бы я знал это раньше». Ведь есть очень много того, что можно было изучить и понять раньше. Но я считаю, что если человек слишком сосредоточен на прошлом, это ему мешает. Лучше фокусироваться на будущем. Я смотрю на свой прошлый опыт и опыт других людей и стараюсь извлечь из этого уроки. Смотрите больше в будущее.
— У вас есть слова наставления или пожелания для начинающих специалистов?
— Вы уже молодцы, но всегда можно сделать еще больше. Мой самый главный совет – это понять кто вы. Важно также понять, что заставляет вас просыпаться и вставать с кровати каждое утро. А ещё лучше узнать, что вас заставляет улыбаться. Если у человека этого ещё нет, лучше тогда записывать все, что заставляет вас улыбаться, несмотря на то, что у вас был трудный день. Это очень важно, ведь каждому человеку дана своя роль в этой жизни. Конечно, если человек не может еще определиться со своими интересами, можно пройти профессиональные тесты личности.
— А что заставляет вас улыбаться?
— Прежде всего, моя семья. Даже немного времени, проведенного с семьей, заряжает энергией на весь день, несмотря на то, что можно устать и от детей. В течение рабочего дня меня радует, если мне удается поработать и помочь для развития нашей команды. Бизнес делают люди, поэтому, если мне получается помочь кому-то, то это также придает мне сил. И если кто-то прочитает это интервью, и оно поможет изменить жизнь хотя бы одного человека, то я буду счастлив.
Хочу пожелать всем успехов во всем и крепкого здоровья!
— Рафал, спасибо за интервью!
Напомним, что в июне AIESEC совместно с Mastercard запустил программу стажировок, который прошёл на конкурсной основе. Участники должны были пройти три этапа отбора: приём заявок на участие и отбор кандидатов, решение бизнес-кейса, интервью с HR-менеджером Mastercard. Всего, свои заявки на участие отправили более 200 человек. По итогам трёх раундов, девять человек получили возможность пройти стажировку в Mastercard.
Made on
Tilda